top
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Воспитанники, имеющие тяжелые нарушения речи, для зачисления в группу компенсирующей направленности в обязательном порядке должны получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). ПМПК – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Что спрашивают на ПМПК?

  1. Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  2. Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.)
  3. Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  4. Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  5. Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
  6. А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
  7. Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  8. Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  9. Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы ребенок не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Перечень документов для ПМПК

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

  1. заявление о проведении обследования ребенка в комиссии (с согласием на обработку и хранение персональных данных);
  2. копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
  3. карту ребенка, включающую:
    • направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
    • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врача-педиатра;
    • заключения врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации): невролога, офтальмолога (с указанием остроты зрения на оба глаза без очков и в очках), отоларинголога (с аудиограммой и консультацией сурдолога для детей с нарушенным слухом), психиатра (с заключением по МКБ-10 и указанием состояния интеллекта), других врачей, у которых ребенок состоит на диспансерном учете. Заключения врачей действительны не более 6 месяцев;
    • заключение (заключения) ПМПк или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
    • заключение (заключения) ПМПК любого уровня, выданного на территории Российской Федерации, о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
    • характеристика воспитанника (представляется только на воспитанника ДОУ, составляется педагогами, непосредственно работающими с ребенком и заверяется руководителем образовательной организации);
    • копия справки ВК о домашнем обучении (при наличии), заверенная руководителем образовательной организации;
    • копия справки об установлении инвалидности, копия ИПРА (при наличии).

01 minobrnauki02_gu03_minzdrav04_potrebnadzor05_mchs13_busgovru06_mintrud15_gai-gibdd
07_rosobrnadzor08_pravogovru09_11210_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor14_ros_obrazovanienavigator-deti

Версия для
слабовидящих